Выставочные стенды: На главную страницу     Как выбрать эффектные и эффективные стенды для выставок.

Выставка Цветкова в выставочном центре «Белые палаты»



В Выставочном центре «Белые палаты на Пречистенке» на днях открылась выставка «Иван Евменьевич Цветков и его картинная галерея». Имя И.Е. Цветкова - весьма значимое для истории и культуры Хамовников. В первой четверти XX века в нашем районе находилась созданная этим финансистом и меценатом картинная галерея. На открытии выставки побывал корреспондент газеты «Хамовники».

Младший современник Павла Третьякова, Иван Цветков в конце XIX века создал великолепную коллекцию русского искусства, в которой были работы В.А. Тропинина, И.Е. Репина. Л.И. Сурикова, В.Л. Боровиковского... Его собрание насчитывало около 2 тысяч единиц хранения, и случайных, проходных произведений здесь не было.

Цветков долгие годы служил в Земельном банке, занимался финансово-биржевыми операциями. У него был несомненный коммерческий талант: за каких-то 10-15 лет сын бедного сельского священника из Алатырского уезда Симбирской губернии и выпускник Императорского Московского университета сколотил нешуточный капитал. Особняк Цветкова, кстати, находился близ Хамовников - в Кривоарбатском переулке. Став богатым человеком, Цветков не превратился в «мироеда» и стяжателя. Он начал покупать рисунки, картины и скульптуры - в том числе современных ему авторов. Вскоре об этой коллекции заговорила вся художественная Москва. Да и не только Москва: в 1903 году Цветков был избран действительным членом петербургской Академии художеств.

Специально для показа работ из своей коллекции Цветков построил на Пречистенской набережной (теперь это дом № 29) общедоступную галерею. Здание спроектировал и оформил в старорусском «теремном» стиле замечательный художник В.М. Васнецов. Покупка земельного участка и строительство обошлись банкиру в 115 тысяч рублей - целое состояние по тем временам. Но Цветков на искусство денег не жалел. Вход в галерею был бесплатный, и хозяин сам нередко проводил экскурсии по залам для гостей, независимо от их званий и статуса. В 1909 году Иван Евменьевич передал свою коллекцию и галерею в дар Москве. После его смерти (в 1917 году) Цветковская галерея некоторое время функционировала как самостоятельный музей, а в середине 20-х ее коллекция была включена в состав Государственной Третьяковской галереи. Здание галереи вошло также в летопись военного сотрудничества России и Франции. В бывшем доме Цветкова в 1942 году разместилась (и пребывает по сей день) французская военная миссия. Знающие толк в культурных ценностях европейцы бережно относятся к памятнику русской архитектуры.



Над экспозицией в «Белых палатах» тщательно работала высокопрофессиональная команда специалистов нескольких ведомств, в том числе Главного архивного управления и Департамента культурного наследия города Москвы. В залах демонстрируются редкие, малоизвестные даже знатокам документы: фотографии, рисунки, письма, деловые бумаги, архитектурные чертежи и планы. Выставка позволяет проследить жизненный путь Цветкова и историю создания галереи. Среди прочего, на выставке демонстрируются прошение Цветкова в Строительное отделение Московской городской управы о разрешении на возведение каменного двухэтажного здания (1899), эскизы здания работы Васнецова (1899), заявление коллекционера в Городскую Думу с пожеланием передать галерею в дар Москве (1909). Ну а вид Замоскворечья и Бабьегородской плотины от храма Христа Спасителя (1884) и другие старые фотографии этой местности, размещенные в залах, интересны с краеведческой точки зрения.

«Судьба Цветкова еще раз доказывает, что талантливый человек талантлив во всем, чем он занимается. Достигнув больших успехов в банковском деле, он посвятил себя служению искусству, служению Москве. Имя Цветкова - в одном ряду с Третьяковым, Мамонтовым, Морозовыми. Еще при жизни он распорядился передать коллекцию и здание галереи городу. Вот образец подлинно гражданского отношения к культурному наследию!», - сказал на открытии выставки министр Правительства Москвы, глава Москомнаследия Александр Кибовский.

Похвальные слова об экспозиции произнесли и крупные столичные ученые: археограф и москвовед Сигурд Шмидт, директор Института российской истории РАН Юрий Петров, заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева.

А вот генерал Жан Марен, военный атташе Франции в России, на открытии выставки особенно пристально разглядывал стенд с фотографиями 1940-х годов. На них изображены летчики полка «Нормандия - Неман», его командир Пьер Пуйяд у своего самолета, глава Французской военной миссии в Москве дивизионный генерал Эрнест Пети... В бывшем доме И.Е.Цветкова хранят память о фронтовом братстве летчиков двух стран, здесь уже много лет регулярно проходят встречи российских и французских ветеранов. Об этом генерал напомнил в своем выступлении.