Выставочные стенды: На главную страницу.     Как выбрать правильные стенды для выставок.    Контакты.

Выставочные стенды и современное стекло.



Современное стекло многогранно и разнообразно в своих проявлениях. Есть вещи уникальные, авторские - их место в музеях и частных коллекциях. Их истинная цена не всегда определяется даже на престижных аукционах, их знают наперечет, не только по именам авторов. Это настоящие художественные произведения, которых никогда не было много ни в нашем веке, ни раньше. В каждом таком произведении заключены не только талант и мастерство автора, но и высокая идея, философия, стиль.

Есть вещи, чей дизайн создан мастером. В его небольшой студии или ателье он с учениками и помощниками производит строго ограниченное число авторских копий одного произведения. Такие вещи стоят дорого, ценятся высоко. В них неповторимая индивидуальность и авторский подчерк сочетаются со стилем эпохи. Часто художник разрабатывает дизайн предмета, изготавливает его первый экземпляр, затем эту вещь тиражирует крупная компания, механически или руками ремесленников. Есть эффект первой продажи, когда ценность купленного с фабрики и впоследствии проданного изделия может возрасти в несколько раз. Но это относится к изделиям, включающим в себя драгоценные металлы. Особого внимания заслуживают предметы искусства, а не размноженные типовые образцы массовой культуры - последние никакой информации, кроме технологических штампов, не несут. Идеи, воплощенные в авторских произведениях, невероятно быстро распространяются на широкий круг товаров - после первого же их показа на выставочном стенде на отраслевой выставке. Но стекло остается аристократичным. Движение руки художника, даже элементы случайности или проявления характера стихий, из которых оно рождается, длительный процесс его появления на свет - все запечатляется в нем. Нарочитая импровизационное^ и непредсказуемость результата подстерегают мастеров стекла постоянно, но стеклянная ваза так же отличается от своей пластиковой сестры, как постер от картины, как робот от человека. Многие фирмы, изготавливающие художественные изделия, на самом деле предлагают товар известных разрекламированных фирм. Но торговая марка - это не авторское клеймо, и не могут мешаться в одной коллекции pret-a-porter и haute couture. Ручной рисунок росписи или авторская работа над формой всегда заметны по чуть неправильной конфигурации, погрешностям, без которых, однако, предмет остается мертвым. Но талантом видеть это одарены не все...



Стекло, по определению, связано с ручной работой. В каком-то смысле любое стекло авторское. Но это не гарантия отсутствия китча, безвкусицы. Поговорим же с самими изделиями. В большинстве предметов из стекла при всем их функционализме сегодня на первый план выдвинута идея формы, а не содержания. Ваза не для цветов, тарелка не для еды, ширма на выставочном стенде не для визуального разграничения... Говоря на языке примитивов, красота заключается не в выражении чего-то недосягаемого или скрытого, а в сочетании цветов и фактур, говоря на языке эстетики. Стекло сегодня скорее предмет. Чаще философский, нежели утилитарный.

К сожалению или к счастью, современное как промышленное, так и художественное стекло используется сейчас в мебели, сантехнике, даже в отделочных материалах и аксессуарах. Это лишает его самобытности, но добавляет его палитре новые приемы и ходы, так же как и тесное сотрудничество с другими материалами. Стекло имитирует то металл, то керамику, то пластик. В исполнении мастера такой маскарад убедителен. Традиционные рамки стиля, масштаба, порой даже логика применения явно разрушаются. Застывают в лихом движении разводы не смешавшихся до конца потоков стекла различных оттенков, капли, червячки, крапины. Но, к чести стекла, даже классические вещи не выглядят старомодно. Стекло - это всегда традиция. Выделяется необычной стилистикой и особым чувством стекло Японии, строгостью и отточенностью форм скандинавское стекло. Такие авторские вещи, конечно, не посуда в привычном понимании этого слова.

Очень популярно стекло асимметричное -бокалы, блюда, чаши вдруг начинают изгибаться прихотливыми изгибами, ломаться, танцевать в новом ритме. Движения стеклянных предметов или движение зрителя вокруг них сродни чем-то триллеру или детективу, никогда не знаешь заранее чего ожидать. Сочетание в различных объемах одного предмета разных цветов - ножка желтая, чаша синяя, соединение красное - актуально, как никогда. Клиповое сознание, искусство коллажа и телевизионные методы представления информации (склейками и нарезкой) сказываются во всех областях искусства. Возможные добавки, придающие стеклу неравномерную прозрачность, создают иллюзию большой глу бины, насыщенности, они призваны превратить общение со стеклом в просмотр популярной передачи, где глубокие мысли чередуются с рекламными вставками, крупные планы - со средними, эмоциональные всплески - с лирикой. Стекло не несет в себе свет, но наполняется им извне. Оно иллюзорно, но честно, оно противоречиво и цельно, оно разговаривает языком жесткой линейной графики и живописными мазка-ми. Оно сегодня вполне естественно имитирует плетение, ажурную керамику, металл, на очереди, возможно, стекло пушистое, мягкое, струганое. Выбирая стеклянный предмет для украшения дома можно вспомнить о модных синем и красном, желтом и белом цветах, можно проверить на вес его истинную ценность, но в первую очередь помните о его прозрачной и непостижимой душе, о его ясном и строгом характере, о чувстве внутреннего с ним родства.