Выставочные стенды: На главную страницу.     Как выбрать правильные стенды для выставок.    Контакты.

Отдыхая от строительства выставочных стендов.

В августе этого года наша компания устроила себе небольшой отдых на берегу Рыбинского водохранилища, в древнем городке Калязине.

Основная достопримечательность городка - колокольня, волшебным образом расположеная не на земле, а в озере. Она стоит на месте прежнего центра города. На берегу кипит торговля многочисленными сувенирами с изображениями колокольни. А местные жители всегда охотно поведают историю достопримечательности, не забыв добавить пару-тройку страшноватых легенд, на которые так падки туристы. Почему же эта колокольня единственная выстояла и не была снесена? И как получилось, что на протяжении всего советского периода над ней сиял православный крест? Можно любоваться колокольней с берега, а можно всего за сто рублей с человека добраться на небольшой островок, на котором она стоит, на лодке.



Местные жители уверяют, что если загадать желание и прикоснуться ладонью к колокольне, то оно обязательно сбудется. Многие люди, поверхностно знакомые с историей города, считают, что колокольня осталась от Троицкого Калязина мужского монастыря, однако это совсем не так. На этом месте прежде находился Николаевский собор, построенный в 1694 г. Чуть позже, в 1794-1800 гг., ансамбль пополнился пятиярусной, высотой в 35 сажен (74,5 м) колокольней. Ее возводили на средства полковника Василия Федоровича Ушакова, дедушки близких подруг Пушкина — Екатерины и Елизаветы. Строили крепостные мастера Ушакова. И еще до начала строительства Василий Федорович заключил с работниками строгий договор: если зда- ние покосится или даст трещину, строители обязаны разобрать его и возвести заново — причем уже за свой счет. К счастью, делать этого не пришлось. Архивные документы сохранили имена мастеров: Василий Степанов иэ деревни Карпово, Евдоким Иванов из деревни Староселки, Иван Иванов-Руделев «со товарищи» из деревни Авсергово. И стоит заметить, что колокольня Николаевского собора была на 12,5 м выше, чем колокольня Троицкого Калязина монастыря. На колокольне собора звонили 11 колоколов. Самый древний был родом из Сибири — над ним трудились мастера Демидовского литейного завода. Он был отлит в 1738 г. и весил примерно 840 кг. Самый большой колокол — он весил 8206 кг (501 пуд) — отлили на деньги почетных граждан Калязина — Полежаевых. С ним связана красивая легенда, хотя местные жители, услышав ее, лишь отмахиваются — мол, ничего подобного не было и быть не могло — и пускаются в долгие объяснения, почему именно. А легенда такова: в 30-е гг. ХХ века при создании Угличского водохранилища все сооружения, попадавшие в зону затопления, должны были быть снесены или разобраны. Колокольню Николаевского собора решили оставить на месте в качестве маяка. Однако колокола надо было снять. И самый большой коло- кол, когда его снимали, сорвался и, проломив перекрытия, рухнул в подвал. Весил он, напомним, больше 8 т. Поднимать его оказалось весьма накладно, и строители якобы решили оставить все как есть. И несколько лет никто про колокол не вспоминал. Однако в начале июня 1941 г. жители Калязина услышали звон колокола, доносившийся из-под воды. А в ночь на 22 июня набат был слышен уже и в нескольких километрах за чертой города...



Один из специалитетов Калязина— воздушные кружева. Объясняется это довольно просто: город возник при монастыре, а в церковном обиходе кружева использовали очень широко — в XVII веке это стало особенно модным. Кроме того, известно, что в 1654 г. в Калязинском монастыре жила царица Марья Ильинична Милославская, а при ней был целый штат придворных кружевниц и вышивальшиц — у них-то и учились местные мастерицы. Само слово «кружево» происходит, скорее всего, от слова «круг» — кружевом «окружали», украшали и окаймляли в старину цар- скую одежду. Иван Федорович Никольский, основа- тель здешнего музея, посвятил этому искусству целую книгу — «Калязинские кружева. Очерк кружевного плетения в городе Калязине в прошлом и настоящем». Он отмечал, что традиционно в Калязцне плетутся кружева двух видов: фантажные и сцепочные (их еще называли немецкими). Для первых характерны прямые линии, рельефность и сложность узора. Вторые же плетутся зигзагообразно, зато они более плотные. Особое внимание стоит уделить узорам. Местные девушки плели кружева «в павлиний хвост», «в бантик», «в орла», «в бабочку», «в огурец», «в городок», «в копытце» и другие. Образцы некоторых можно увидеть в Калязинском музее, другие же безвозвратно утеряны. Никольский писал, что в Калязине очень многие семьи жили именно за счет плетения и продажи кружев. В это были вовлечены все женщины семьи — начиная с семи- летних девчушек, заканчивая древними старухами. Кружевница работала в среднем не меньше 16 часов в сутки, а если был срочный заказ, то и все 18.



Сейчас это искусство почти забыто — жительниц Калязина, которые знают, как обращаться с коклюшками, осталось совсем мало. Однако в местномсДоме ремесел можно не только приобрести изумительной красоты кружева, но и самим научиться их плести. Всем желающим помогут для начала создать так называемый сколок — на листе бумаги булавкой наметить рисунок для будущей вещи, затем подобрать нитки и решить — какие коклюшки предпочесть. Самыми лучшими традиционно считаются дубовые и кленовые: первые потяжелее, а вторые веселее и громче «поют». Последние несколько лет дизайнеры всего мира вновь вспомнили про кружево и стали активно использовать его в своих коллекциях. Мода на него не то что не проходит, а лишь укрепляется с каждым сезоном. Например, кружево широко представлено на выставочных стендах и в бутиках Brionb Dolce и Gabbana, изумительными кружевными платьями интригуют Oscar de la Renta, Ralph Lauren, Valentino. Ecли уж все эти легендарные дома обратили такое пристальное внимание на кружево, можно быть уверенными — оно вернулось надолго. Зачем ездить за рубеж, срочно разыскивая модные новинки? Все уже есть здесь, в Калязине.



Еще один сувенир, который строители выставочных стендов решились привезти из Калязина не только друзьям, но и себе — валенки. Здесь они и вправду особенные. Во-первых, делают их из овечьей шерсти: она отлично защищает от стужи. Во-вторых, шерсть используют не грубую, а полугрубую — обувь получается мягче и легче, в-третьих, при производстве валенок в Калязине не применяют серную кислоту, как делают на некоторых других предприятиях. Шерсть же используется и весенняя — которую овцы за зиму отрастили (она более длинная и пуховых волокон в ней больше), и осенняя — для каждого изделия мастер составляет пропорцию. Кстати, говорят, что носить валенки полезно и на босу ногу — натуральная обувь массирует стопу и улучшает кровообращение. Кроме того, известно, что овечья шерсть богата ланолином — а это прекрасное противовоспалительное и антиаллергическое средство. Волокна шерсти пропускают воздух, потому нога в валенках не мерзнет и не потеет.



Местные жители уверяют, что валенки помотают справиться с начинающейся простудой не хуже чая с малиной. Калязинские валенки разнообразны: есть детские модели, есть женские, есть мужские. Украшают изделия с любовью: можно выбрать валенки, отороченные тесьмой, мехом, валенки с аппликацией, есть даже с гобеленом. А также имеются модели со шнурками, ремешками, помпонами, стразами. В ассортименте есть даже специальные ботиночки для дома.
Цена сувенира зависит от размера и цвета обуви: серые модели подешевле, белые — подороже. Средняя цена от 1000 руб. за пару. И помните: валенки не делятся на правые и левые — обувь со временем сама подстраивается под хозяина. А выбирать их надо на размер больше того, что вы обычно носите: разнашиваются валенки в ширину, а вот в длину могут и уменьшиться.